Прежде чем принять решение о том, что, требуется торможение именно двигателем, а не обычным тормозом, в первую очередь надо правильно оценить ситуацию на дороге и само дорожное покрытие. Ведь, вопреки расхожему мнению, такое торможение применяется не только при гололеде, но и при абсолютно нормальных погодных условиях. Разумеется, речь идет об автомобилях с механической коробкой передач.
Пример: при подъезде к светофору, можно сбросить газ и просто поставить нейтральную скорость. Так и катиться, плавно подтормаживая. Повезет проехать на зеленый – включить скорость, нет – значит просто плавно затормозить. На лицо – экономия топлива и работы двигателя. И этот метод тоже можно отнести к торможению двигателем (точнее – отключением его работы).
Что касается экстремального торможения на скользкой дороге, коэффициент сцепления с которой при гололеде может составлять 0,4 при норме 0,6-0,8, то производители современных автомобилей уверяют, что антиблокировочная система колес (ABS) ныне является панацея от всех бед. И башмак тормозной искробезопасный, который останавливает на путях поезда – просто аналог ее работы. Никто не оспаривает преимуществ ABS (хотя некоторые, чрезмерно уверенные в себе водители ее просто отключают), но забывать классический алгоритм самостоятельного торможения нельзя ни в коем случае. Речь, опять же идет о МКП.
Итак, правило первое: если ни в коем случае нельзя идти на поводу острого желания нажать на педаль тормоза. Это только ухудшит ситуацию, т.е. колеса машины блокируются, автомобиль начинает идти юзом и просто станет неуправляемым.
Итак, если такое начинает происходить, первое, что нужно сделать – прекратить подачу топлива и быстро понизить передачу, иногда даже на две позиции, затем снова выжать сцепление. Рулем при этом не поворачивать!
Такая схема увеличит обороты двигателя при понижении скорости, что освободит колеса от блокировки и прекратит занос машины. Только после этого можно потихоньку нажать педаль тормоза, но далее поворачивать руль можно только, отпустив его, дабы уворачиваться от возможных препятствий. Т.е. притормаживать по принципу «нажал тормоз – держи руль, отпустил – поворачивай».
Разумеется, новичку не просто довести работу этого алгоритма действий до автоматизма, особенно в экстремальной ситуации, поэтому стоит проводить такие «тренировки» в безопасное для езды время года.