Школа – это сложный механизм всевозможных взаимоотношений : между преподавателем и администрацией, преподавателями и учениками, преподавателями и родителями и, наконец, между самими учениками. Поэтому классному руководителю, вступающему в должность, необходимо четко понимать какое место он занимает в данном механизме классный руководитель, прежде всего является главным организатором жизни учеников, способствует укреплению их взаимоотношений, созданию благоприятного психологического климата внутри коллектива.
Чтобы успешно осуществлять свои обязанности преподавателю необходимо детальнее ознакомиться с личными делами подопечных, знать в какой семье он воспитывается, какие у него увлечения, наклонности, какие взаимоотношения в классе с другими учениками. Затем классный руководитель приступает к организации классного коллектива, организует актив класса, распределяет поручения и обязанности и совместно с классом и активом разрабатывает план мероприятий, экскурсий, походов, выставок и так далее.
Главное назначение классного руководителя состоит в контроле учебных успехов каждого учащегося, в своевременном оказании помощи в случае неуспеваемости, в случае возникновения каких – либо проблем в процессе учебы. Вторая главнейшая обязанность состоит в создании благоприятного микроклимата в классе, в немедленном пресечении каких – либо негативных проявлений в межличностных отношениях.
Классный руководитель осуществляет тесную связь с родителями каждого ребенка, в этом состоит следующая важнейшая для него обязанность. Учитель должен быть хорошо осведомлен об отношениях в семье учащегося. Немедленно информировать родителей о проблемах их ребенка в школе, если таковые возникают. Через него родители активно привлекаются к организации внеклассной деятельности класса субботники, капустники, походы и так далее.
Педагог также должен уделять особое внимание здоровью детей, следить каждодневно за их самочувствием и обеспечивать охрану жизни и здоровья во время внеклассных мероприятий.
Чтобы успешно осуществлять свои обязанности, классный руководитель должен быть для каждого ученика родным и близким человеком, который пользуется безграничным доверием, и стать его первейшим другом.