Грузинские коллекции в музеях Санкт-Петербурга

Чтобы проанализировать ценность грузинского наследия в целом, необходимо проводить научные исследования объектов не только в музейных коллекциях Грузии, но и за рубежом, особенно в российских музеях.

Особенно много грузинских коллекций находится в музеях Санкт-Петербурга (например, Русский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии Петра Великого/ Кунсткамера, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей и т.д.), которые доставлялись сюда с начала 19 века.

Эти коллекции включают в себя как артефакты, обнаруженные во время археологических раскопок в различных местах Грузии, так и случайные находки, этнографические материалы, отражающие региональное разнообразие (национальные костюмы, ювелирные украшения, ковры, резьба по дереву и керамические изделия, инструменты для ремёсел и т.п.), предметы изобразительного искусства, оружие, религиозные предметы, праздничная и повседневная утварь, рукописи и многие другие виды раритетов.

В музеях Санкт-Петербурга хранятся тысячи объектов, имеющих большое культурное и историческое значение, которые до сих пор в значительной степени неизвестны грузинским научным кругам, поскольку систематических исследований в этой области не проводилось. Поиск этих материалов, их изучение и сравнительный анализ с аналогичными материалами, хранящимися в музеях Грузии (например, в Национальном музее Грузии, Государственном музее народного и прикладного искусства Грузии, Историческом музее Кутаиси, Историческом музее Телави и т.д.) и других частных коллекциях, дают учёным двух стран возможность подчеркнуть их культурную и научную ценность.

Эти коллекции не только отражают культурное разнообразие Закавказья, но и мультикультурный синтез региона, расположенного на стыке Европы и Азии. Эти предметы показывают, как восточные и западные традиции смешиваются с местными национальными особенностями, что, в свою очередь, придаёт им большую значимость для изучения в более широком культурном, историческом и социально-политическом контексте.

Формирование грузинских коллекций в музеях Санкт-Петербурга

Грузинские материалы поступали в музеи Санкт-Петербурга в разные периоды и разными способами. После упразднения грузинских царств после 1801 года, когда Грузия была преобразована в провинцию Российской империи, вывоз культурных ценностей за пределы страны стал непрерывным процессом.

Вместе с частными торговцами и частными лицами в этот процесс были вовлечены российские вельможи, наместники Кавказа и многие другие государственные деятели Российской империи. Кавказский музей, основанный в Тифлисе Российским императорским географическим обществом в 1852 году, был первым музейным учреждением страны. Очевидно, он был вынужден следовать российской политике, направленной на интеграцию кавказских стран в империю, и поэтому российские музеи в изобилии снабжались музейными предметами из Грузии.

Доступ к первой грузинской коллекции в музеях Санкт–Петербурга был получен через императорские коллекции — ценные предметы, собранные российской царской семьёй, которые интенсивно приобретались после 1830 года в связи с тем, что Кавказ (и особенно Грузия) во внутренней политике России рассматривался как особое направление для правящей династии. Эта коллекция ещё больше обогатилась благодаря дипломатическим подаркам, привезённым грузинской знатью царскому двору.

Собственно, так и были сформированы коллекции в Царском Селе, Петергофе, Кунсткамере, Гатчине, Зимнем дворце и Аничковом дворце. Впоследствии эти они были переданы различным музеям Санкт-Петербурга. Наряду с вышеупомянутым процессом, во время научных экспедиций в различные регионы Грузии, были приобретены дополнительные коллекции. Они включают в себя разнообразные грузинские археологические, этнографические и другие материалы.

Отток музейных экспонатов и других грузинских культурных ценностей продолжался и в советский период. Таким образом, предметов из Грузии в музеях Санкт-Петербурга скопилось множество. Большинство этих материалов хранится в музейных хранилищах, к которым нет публичного доступа. Широкой публике представлено лишь ограниченное количество объектов, а поэтому они все ещё малоизвестны научным кругам.

Археологические коллекции

Археологические объекты с раскопок на территории Закавказья (датируемые от 3-го тысячелетия до нашей эры до 1-го века нашей эры), приобретаемые с конца 19-го века по начало 20-го века, в основном хранятся в коллекции Государственного Эрмитажа.

Среди них артефакты из разных регионов Грузии: предметы, обнаруженные в 1867 году в некрополе Самтавро, вся коллекция, раскопанная Н. Марром и Э. Такаишвили в 1890 году в некрополе Ворнак в ущелье Дебеда, а также случайно обнаруженные предметы из некрополя Бори (золотая и серебряная посуда, предметы быта, датируемые 2-3 веками нашей эры). Эти материалы, а также серебряный кубок со сценой охоты были обнаружены в 1871 году в богатом Мцхетском некрополе (датировка III века нашей эры). Особое внимание привлекает позолоченный серебряный ритон (сосуд в виде рога) с бычьей головой, найденный в Казбеги (эллинистический период, 3 век до н.э.).

Все они были приобретены в 1880-х годах Государственным Эрмитажем через Российскую императорскую археологическую комиссию. Очевидно, что археологические коллекции Государственного Эрмитажа имеют многочисленные параллели с предметами, обнаруженными в Мцхете, Армазисхеви, Згудери и других археологических памятниках по всей Грузии, а поэтому довольно часто являются частью одних и тех же коллекций.

Например, клад Казбеги (6-5 вв. до н.э.) разделён между Государственным Эрмитажем, Государственным историческим музеем России в Москве, Кутаисским историческим музеем и Национальным музеем Грузии. Последнему принадлежит лишь небольшая часть этой конкретной сокровищницы.

Сложные техники, применённые в некоторых из этих археологических объектов, хранящихся в музеях Санкт-Петербурга (например, серебряная чаша с изображением лошади перед жертвенным алтарём), свидетельствуют о тесных связях, как с древневосточной, так и с западной цивилизациями, и в то же время несут в себе местные черты, свидетельствующие об их местном происхождении.

Этнографические коллекции

Этнографические предметы из Грузии периода с 18 по 20 век, хранятся в Государственном Эрмитаже и Кунсткамере, однако самую большую коллекцию (более 7000 экспонатов) можно найти в Российском этнографическом музее. Среди них различные материалы 19 века, в том числе богатая коллекция типичных костюмов из разных регионов Грузии (некоторые из них сопровождаются всеми необходимыми аксессуарами, например, женская одежда из Хевсурети).

Наличествуют также ковры (с гор Восточной Грузии), традиционные «голубые скатерти», уникальная вышивка, керамические изделия (кувшины, чаши, соединённые сосуды типа марани, горийская глазурованная керамика и другие предметы обихода, использовавшиеся в традиционном приготовлении блюд грузинской кухни). Из мебели представлены изделия с резьбой по дереву (стулья, сундуки и шкатулки и т.д.), традиционные музыкальные инструменты 19 века (из Аджарии, Лазети, Месхети и Тбилиси), серебряные и золотые украшения, пояса и оружие, серебряные сосуды для вина (каркары — кувшины с витым горлышком, азарпеши, чаши и т.д.), которые были изготовлены членами старых тбилисских гильдий серебряных дел мастеров и принадлежат к тбилисской школе серебряного дела.

Кроме того, в Российском этнографическом музее хранятся различные ритуальные предметы, используемые во время христианских обрядов и полуязыческих народных праздников и церемоний (например, ритуальные предметы из местных святилищ в Абхазии и Хевсурети, маски из местных церемоний, связанных с плодородием, таких как берикаоба, свадебные короны, амулеты и т.д.).

Среди выдающихся примеров — серебряная чаша с сопроводительной надписью, содержащей молитву святому Георгию Победоносцу. Этот особый тип ритуального сосуда использовался в ритуалах местных культовых святилищ из горных районов Грузии. Их использовали во время церемоний с пивом, которое в горах считалось священным напитком (в коллекции Национального музея Грузии есть две похожие чаши).

Коллекции средневековых изделий из металла

Средневековые грузинские изделия из металла в основном представлены в коллекции Государственного Эрмитажа. Эти предметы разнообразны и демонстрируют различные художественные тенденции, проявляющиеся в различных способах выражения.

Среди выдающихся предметов две мемориальные доски XI века, выполненные ювелиром Иванэ Монисдзе с изображением святых и ангелов в медальонах, 7 фрагментов рамы XI века знаменитой Зарзминской иконы Преображения Господня, фрагменты иконы, выполненной ювелиром 16 века, которые в течение многих лет считались утраченными, четырёхлистник и медальон из перегородчатой эмали 11 века с изображением святого Георгия, фрагменты обложки Евангелия от Вардзии и т.д.

В коллекции Государственного Эрмитажа достаточно сохранившихся средневековых изделий из металла, таких как икона Святого Георгия, побеждающего дракона, 15 века, которую духовенство Зугдиди подарило императору Николаю I в 1837 году, и икона с изображением крестного хода 11 века, работы мастера Георгия.

В целом, коллекция средневековых изделий из металла в основном состоит из небольших фрагментов различных ценных религиозных предметов, которые были приобретены, подарены или иногда просто экспроприированы в Грузии (например, иконы архангелов Михаила и Гавриила из монастыря Джумати). В силу этих обстоятельств информация об этих предметах в музее довольно часто была скудной и без указания авторства.

Идентификация происхождения этих фрагментированных предметов могла бы быть осуществлена главным образом путём изучения старых описаний и фотографий, а также их детального изучения и сравнительного анализа с их возможным происхождением.

Другие коллекции и архивные материалы

Среди других артефактов в музеях Санкт-Петербурга есть вырезанные из камня рельефы и скульптурные фрагменты 11-15 веков из церквей Сапара, Кинцвиси, Ананури, Гударехи и других церквей. А также оружие 18-19 веков (мечи, винтовки, пистолеты, украшенные чернью и золотой инкрустацией), принадлежавшие грузинской знати (Государственный Эрмитаж, Российский этнографический музей, Военно-исторический музей артиллерии).

Существуют также уникальные коллекции фотографий, датируемые концом 19 века, со снимками, сделанными во время научных экспедиций российских исследователей в Грузию. Кроме того, рукописи, этнографические рисунки и другие архивные материалы хранятся в Российском этнографическом музее, Русском музее и Научно-исследовательском музее Российской академии художеств.

Заслуживают внимания станковые картины из коллекции Русского музея, среди которых «Пир знати» Нико Пиросманашвили. Вместе с работами других грузинских художников 20-го века в той же коллекции хранятся несколько интересных картин, выполненных русскими художниками (например, И. Машковым, Л. Лагорио, В. Верещагиным, Г. Гагариным и др.) на грузинские темы и сюжеты.

Среди них есть «Вид Тбилиси» Никанора Чернецова (1832) вместе с предварительными рисунками к этой картине, которая, наряду с её художественной ценностью, имеет большое историческое значение для реконструкции городской структуры старого Тбилиси начала 19 века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хорошие советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: