Как формировалось исмаилитское движение


Рассмотрим исмаилитское движение в подтексте обширного исторического развитого феодального общества, как выглядел Иран в те времена. Необычно быстрый темп развития феодальных отношений в одиннадцатом веке обострил до предела внутренние разногласия в древнем государстве. Активное распространение передачи правителем, принадлежащей ему власти своему наследнику, усилило феодальную эксплуатацию иранского крестьянства.

Сословие феодалов возросло в численности, благодаря тюрским представителям. Эксплуатация иранского крестьянского населения тюрскими владельцами феода проходила с грабежами, оскорблениями, применением силы.

Укрепление феодальных отношений сопровождалось отниманием общинных земель и переходом их в руки государства и феодалу, а, независимая крестьянская община ставилась в зависимость от феодала. В городах Ирана эти же тюркские феодалы издевались над трудовым населением, не боясь быть наказанными.

Некоторые из иранской знати, которые подчинились захватчикам — сельджукам, активно участвовали в эксплуатации своего населения. Остальные, которые утратили ведущие должностные места и личные землевладения, в тайне находились в противостоянии с захватчиками. Ненавистные отношения к феодалам, копились в душах людей. Всего лишь одна искра, могла разжечь огонь восстания.

Молодые годы Хасана ибн Саббаха

В Иране долго проводилось распространение исмаилизма — одного из направлений шиизма, считавшимся вероучением в Фатимидском халифате на официальным уровне. Но агитация, которую проводили фатимидские даи, не сопровождалась боевыми, политическими действиями и направлялась в адрес только феодалов и научных деятелей.

Распространение исмаилизма сильно преобразовалось во времена Хасана ибн Саббаха, который предложил четкие лозунги для противофеодальной борьбы, он стал предводителем и организатором восстания народа.

Первое время он проповедовал веру своих предков, однако потом попал в зависимость от исмаилитов Рейя. Молодость Хасан ибн Саббаха, когда его нрав и предпочтения в религии и политике только формировались, взаимосвязана с Рейем.

Рей — крупный торговый город, где было много базаров, и населяли его ремесленники, давным-давно считался крупным центром исмаилизма.

Первый пропагандист исмаилизма, встретившийся на пути юного Хасан ибн Саббах — ремесленник (чеканщик). Он активно оспаривал и убивал в Саббахе вероисповедание его предков. И у него это, в конце концов, получилось.

Следующим его духовным учителем был ремесленник по изготовлению шор Бу Наджим, сумевший ответить на все, даже сложные вопросы Саббаха.

В скором времени он объявил о своем намерении принять исмаилизм. Настойчивость молодого человека убедила Мумина, и после присяги он вступил в ряды исмаилитов.

Позже Хасан твердо решил направиться в Египет с целью завершения обучения и знакомства с более значимыми исмаилитами.

Когда на престол взошел Мустали, усилилось противостояние придворных группировок. Решение его отца в пользу него спровоцировало негодование среди исмаилитов. В теории был нарушено неизменное правило перехода имамата от отца к старшему наследнику. У фатимидских исмаилитов произошло распределение на низаритов и мусталитов.

Нахождение в Каире Хасана помогло ему во многом. Он познакомился с Каиром и политическим устройством в столице, узнал об усиливающемся падении сил Фатимидского халифата. Основным было для него убедиться в том, что исмаилитам не стоит быть уверенными в поддержке Фатимидского халифата. Противостояние группировок, определила позже, его принадлежность к имамату Низара.

Учение Хасана ибн Саббаха

После возвращения из Египта началась новая пора его работы. Он был уже в двадцати семилетнем возрасте. Больше десяти лет он был взаимосвязан с исмаилитами. Закончилось время накопления знаний в религии и политике. Хасан начал активно заниматься политикой и пропагандой.

Уже в этот период о его пропаганде знали сельджукские власти, которые объявили его в розыск. Он был вынужден прятаться в Исфахане.

Политические взгляды Хасана были определены им точно: свергнуть политику Сельджуков, “перевернуть с ног на голову” все государство, свергнуть их господство. Такая цель была самой первой задачей исмаилитов.

Социально-политические лозунги следуют из религиозного учения Хасана, которое позже назвали “Дават-и джадид”.

Это учение никаких новых религиозных пунктов не имело и реформой фатимидского исмаилизма не считалось. В нем отсутствует намек на бати и ее неотъемлемую часть, которая включала космогонию, философию эманаций, пророческие циклы и другое. Он сам не мог не знать полностью фатимидского учения. В “Дават-и джадид” взято только учение об имаме, несложное по своей сути, абсолютно понятное всем неподготовленным слушателям и приверженцам.

В том жестоком вооруженном противостоянии, поддержки от Фатимидов никто не ждал и не искал. Они, не вступали в борьбу в Иране.

Захват Аламута способствовал началу существования в Иране самостоятельной государственной единицы, не зависимой от Сельджуков, и Фатимидов.

Учение убеждало, что только исмаилиты следуют верной дорогой, оно внушало им веру в свое лидерство над недоброжелателями, а это усиливало единение.

Формирование исмаилитского государства

На следующий год после захвата Аламута исмаилиты организовали восстание в Кухистане, которое завершилось их победой.

Внезапная кончина султана Мелик-шаха спровоцировала резкие перемены в политической ситуации в государстве Сельджуков. Началось острое противостояние за престол среди его наследников.

Во времена султана Баркйарука феодальные войны захватили всю страну. Противостояние тюрских феодалов проходили в Исфахане, Хамадане, Рейе, Себзеваре и других территориях. По всей стране не было стабильной власти.

За эти годы сформировалась благополучная среда для усиления сил исмаилитов в уже занятых ими территориях.

В Рудбаре исмаилиты взяли крепость Ламасар. Так, вся территория Аламута попала под влияние исмаилитов.

Позже исмаилиты без боевых действий захватили еще одну крепость, находящуюся около г. Дамгана. Султан Баркйарук, который был занят в этот период враждой со своим братом, не оказал военного сопротивления против исмаилитов.

Усиление позиций исмаилитов и продолжительные феодальные войны между наследниками стали поводом для активных действий исмаилитов в столице. У исмаилитов не получилось завоевать Исфахан, и, большинство из них успешно добрались до исмаилитских крепостей, которые находились в других местах Ирана.

Хасан отправил своих воинов в Сирию. Он хотел расширить исмаилитское влияние и увеличить масштабы восстания. Противостояние исмаилитов с феодалами имело равнозначные формы, одни намерения и способы. В начале одиннадцатого века исмаилиты проиграли в Сирии, однако их действия на этом не завершились. Победа пришла позже.

Политические намерения исмаилитов, были воплощены. Они создали абсолютно свободное от Сельджуков полноценное государство. Хасан считался руководителем государства и имел неограниченную политическую и духовную власть. Его учение считалось религией исмаилитского государства на официальном уровне.

Большинство населения приняло это учение, поняв в нем, возможно, то, что ему больше было по душе.

Население должно было строить новые крепости, заготавливать продукты на случай войны, рыть колодцы и каналы, возводить жилые здания в крепостях и другое. Но такие работы были важны для каждого исмаилита, и их труды шли на важное благое дело, усиление позиций исмаилитского государства.

В этот период еще не существовало заметной имущественной разницы среди правителей, представителями государственной власти и обычным населением. Жесткий, религиозный образ жизни, который установил Хасан для каждого, отвечал постоянным мечтам крестьян о равном положении богатых и бедных. Эти пока равнозначные для каждого материальные условия жизни определялись, в представлении народа, учением об имаме, которое несет людям только благополучие и социальное равенство.

Исмаилитскому государству свойственны отречение от наследственной монархии, возможное ликвидирование института икта и совокупности феодальных налогов, поборов и повинностей, которые имели место быть в сельджукском государстве, желание добиться общего равенства, обязательная для каждого жесткая самоорганизация.

Развитие исмаилитского государства

В двенадцатом веке падение позиций и распад сельджукских владений формировали благополучную среду для развития государства.

Внешняя политика исмаилитского государства развивалась по таким главным направлениям: увеличение территории государства за счет захвата феодальных крепостей и строительства новых; открытые вооруженные действия с войсками феодалов; индивидуальный террор, направленный против классовых, политических и религиозных недоброжелателей.

Долгое время, исмаилитов Ирана и Сирии считали сектой убийц. Их видели неуловимыми, таинственными убийцами, которые умели всеми способами настигнуть свою жертву. Все убитые принадлежат к военной и чиновничьей знати, и высшему мусульманскому духовенству, а также к главам суннитов различных убеждений и средним шиитам. Постоянным был и классовый состав убийц, которые добровольно жертвовали собой, они принадлежали к крестьянам или ремесленникам.

Внутренняя обстановка исмаилитского государства определяется назначением наследственной монархии Кийа Бузург Умида и его наследников, которая будет существовать до конца этого государства; выдвижением Кийев на значимые военные и административные должностные места; вхождением в правящие круги исмаилитов тюркских феодалов; возникновением имущественной неравноправности, которой были очень недовольны простые исмаилиты.

После кончины Хасана ибн Саббаха власть перешла в руки Кийа Бузуга Умида.

Увеличение масштабов исмаилитского государства в северной части Ирана поднимало численность населения и усиливало экономику.

В исмаилитском государстве отмечались сравнительно высокие темпы развития производительности. Находившиеся на удалении друг от друга отдельные крепости, которые входили в состав исмаилитского государства, имели сельскохозяйственные угодья, на которых можно было разводить все виды с/х растений, пастбища, которые снабжали кормом многочисленное количество скота; города с развитой ремесленной деятельностью, товары которые шли на вывоз в другие страны и на местные нужды.

Развитое скотоводство снабжало продуктами питания, а шерсть животных шла на производство одежды. О роли скотоводства в экономической ситуации можно судить по такому факту, что профессия пастуха являлась приемлемой даже для руководителя государства.

Частые дожди и наличие горных рек в Рудбаре обеспечивают благополучную среду для развития земледелия. Существуют, упоминая о приспособлениях для измельчения риса, которые были построены в Ламасаре, садоводстве и огородах в окрестностях данной крепости.

Крепости, которые принадлежали исмаилитам, находились на главных торговых путях, которые формировали финансовую прибыль от сбора торговых пошлин, охраны и грабежей караванов.

Возникновение внутри исмаилитского государства феодальных представителей, которые сохранили личную собственность, предпочтения к правоверному исламу и весьма враждебному уравнительному стремлению, спровоцировало восстание простого народа. Данные недовольства выражались в форме жесткого классового противостояния, социального всплеска гнева народных масс. Социальное противостояние проявилось в религиозном виде – это один лишь возможный способ в феодальную эру. Этому способствовало учение о “Дне Кийамата”, его провозгласил очередной правитель Аламута.

Это провозглашение изучалось исследователями исключительно как религиозная реформа исмаилизма, но оно считалось с социально-политической точки зрения требованием общего равенства для исмаилитов; пропагандировало убийства, закидыванию камнями, бескомпромиссному противостоянию со “своими” феодами. С религиозной точки зрения данное провозглашение значило отмену шариата и возникновение противоположному исмаилизму вероучению — низаризма.

Гибель исмаилитского государства

К началу тринадцатого века в исмаилитском государстве появились острые внутренние разногласия. Шло напряженное противостояние среди двух группировок. Одной из них была феодальная группировка, которая хотела расстаться с низаризмом и вернуться к истокам ислама, восстановить отношения с феодалами близлежащих и дальних владений, независимо распоряжаться своими средствами и увеличивать их количество. К равенству данная группировка относилась очень враждебно, их численность и массовость в исмаилитском государстве увеличивалась.

Другая группировка являлась демократической и имела по всем вопросным моментам абсолютно противоположное мнение. Она сохраняла принадлежность к низаризму, была враждебно настроена к окружающим исмаилитское государство феодалам, жестока к “своим” феодалам, поддерживала имущественное равенство, враждовала с монгольским населением. Противостояние данных группировок считалось следствием гибели исмаилитского государства. И та, и другая группировка делали попытки получить поддержку и помощь от правителя Аламута или его наследника.

Как только к власти пришел Джелаль ад-дина Хасана и поддерживавшая его феодальная группировка, было тут же изменено все внешнее и внутреннее политическое устройство исмаилитского государства.

Новое направление, которое взял этот правитель, включало абсолютное расставание с низаризмом и принятие суннитского ислама, остановка любого противостояния исмаилитов и феодального государства, установление мирных и родственных связей с их руководителями. При нападении монголов в государство хорезмшахов он провозгласил полное подчинение Чингисхану.

Суннитский ислам стал религией исмаилитского государства на официальном уровне.

Недолгая победа феодальной группировки в начале тринадцатого века способствовала тому, что правитель Аламута Джелаль ад — дин Хасан Ноу — Мусульман полностью отказался от исмаилизма, вернулся к истокам ислама, уничтожил несколько книжных изданий аламутской библиотеки. При своем правлении, он также как и остальные феодальные правители той эпохи, активно участвовал в их противостоянии.

Однако демократические взгляды простых исмаилитов были еще крепче. У них получилось, возведя на трон Ала ад-дина, поменять политику в абсолютно противоположном направлении. Опять был принят низаризм; во внутреннем политическом курсе укрепились карательные меры и наказания, направленные против “своих” феодалов.

Проникновение монголов не коснулось исмаилитских владений, которые с экономической точки зрения развивались активно. Демократические правители Аламутского государства пытались поддержать и помочь последнему хорезмшаху в его противостоянии с монголами. Их связь проявлялась в особенной форме противомонгольского противостояния в Иране.

В пятидесятых годах тринадцатого века при вхождении в Иран монгольских войск Хулагу-хана, над землями исмаилитов повисла угрожающая опасность. В этот период в правящих кругах исмаилитов главные позиции смогла занять феодальная группировка, которая ненавидела низаризм как глупость и жаждала отступления перед монголами.

Самоотверженное противостояние простых исмаилитов монголам было недостаточным по причине предательства исмаилитских правителей. Они предали Меймундиз. После недолгого противостояния население Аламута получило возможность покинуть крепость. В течение одного года противостояли Ламасар и двадцати лет — Гирд-кух.

Вывод

Гибель исмаилитского государства спровоцировали не только предательские политические действия его правящих кругов и массовое лидерство монгольских войск, их более качественная техническая подготовка и навыки. Основная причина кроется в ином.

Во времена феодализма социально – политические цели восстаний народа были направлены к безвозвратному прошлому, данные цели были невыполнимыми мечтами по возврату к доклассовому обществу с его имущественным равенством и исключением использования человека человеком.

Исмаилитское общество и государство появилось и укреплялось на фоне развитого феодального общества, и их собственный рост и развитие не имели иного направления, кроме направления феодального. В этом состоит их исторический драматизм, безнадежность и безысходность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хорошие советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: