Научить учиться

Ни для кого не секрет, что уровень образования в стране снижается колоссальными темпами. Но всем хочется и самому получить хорошее образование и обеспечить такое же своим детям. В чем же проблема резкого спада в уровне образования за последние 10-20 лет?

Прежде чем приступить к разбору возможных причин, стоит развеять пару мифов:

  1. «Компьютеры  вредят успеваемости» — Очень распространенный миф, особенно среди старшего поколения. Но стоит задуматься: Так ли это? Ведь компьютер -это лишь средство, инструмент, который каждый человек использует, в зависимости от воспитания. Никто не станет винить нож, в том, что он причина убийства. Но многие винят компьютер в том, что он причина неуспеваемости. Хотя на самом деле, причина, как и следствие всегда несут человеческий оттенок. А люди, часто пытаются свалить свои неудачи или, в данном случае пробелы в воспитании чада на предмет.
  2. «Сейчас поколение такое».- Равнение всех под одну планку, вместо того чтобы делать людей равными, делает их одинаковыми. Например попытка приспособить образование под поколение, в виде всевозможных Единых Государственных Тестирований, и постоянное (ежегодное) снижение проходного балла, еще сильнее усугубляет положение, вместо того, чтобы поправлять его. Представьте себе, если бы известный спортсмен не поддерживал уровень нагрузок не увеличивал его, не развивался в определенном направлении, а наоборот снижал бы с каждым годом норму упражнений… На этом примере четко показывается, что любое упрощение ведет к истощению: будь то уровень физических нагрузок или умственных.
  3. Для начала давайте попробуем разобраться в основных факторах, играющих роль в проблеме образования.
  4. Первый и самый важный фактор, это проблема нехватки педагогов и учителей. Задача учителя -научить ученика чему-либо. А задача педагога сформировать произвольную мотивацию к самому обучению. Чтобы ученики сами хотели получать знания, а не ходили в школу «потому что так надо». Так же исходя из проблемы нехватки учителей в школах преподают учителя, возраст которых более чем преклонный. Вы не подумайте, я ничего не имею против людей старшего поколения. Но дело в том, что они, своим стилем преподавания «навязывают» в школе советскую ментальность, советский образ мышления. А когда ученик выходит из школы, он видит, что все совсем не так, как ему говорил учитель. Вместе с авторитетом учителя падает и авторитет преподаваемого им предмета.
  5. Навешивание ярлыков. Зачастую учителя, как и сами родители «вешают» ярлыки  на своего ребенка «дурак», «хам», «бездарь». Вместо того, чтобы сказать «Этот поступок, который ты совершил — дурацкий». Со стороны может показаться, что учителя и родители просто пытаются отучить ребенка от определенного стиля поведения, это так и есть — они искренне хотят поправить положение, но при этом используют неправильный инструмент, и в итоге лишь усугубляют ситуацию. Клеймо «врастает» в поведение, и получается следующая бессознательная цепь: «Я дурак, а раз дурак, то могу и должен дурацкие поступки.»
  6. Лесть и похвала. В противопоставление предыдущему фактору, этот фактор несет в себе положительно заряженный ярлык. Если ребенку с трех лет говорят, что он самый умный, самый красивый, и самый лучший, то он и будет себя считать таковым. И как известно царь требует к себе царского отношения. Отсюда и бесконечные пререкания и споры с учителями. Ведь если ребенок умнее и лучше всех, то какое право имеет какой-то учитель требовать от него того, чего он не хочет?
  7. Невнимание родителей. Многие родители считаю, что отдав ребенка в школу, задача обучения полностью ложится на учителей, а сами они -родители, теперь вроде как и не при делах. Это не так. Ребенку важно, чтобы он видел, что то, чем он занимается было интересно родителям. Ведь ребенок всегда хочет «повзрослеть», стать таким же, как и его родители. А если родители не смотрят на его занятия, не интересуются проведенным днем в школе, какой урок вынесет ребенок?
  8. Неверная мотивация. Часто родители смотрят лишь за оценками в дневнике, но при этом не интересуются школьными делами и успеваемостью. «Какая разница?» -, спросите вы. Для объяснения, приведу пример: Представьте вам нужно сдать 10 коробок с фарфором, но вы знаете, что тот, кому вы их доставляете не проверяет наличие фарфора — он лишь пересчитывает коробки. Во время транспортировки, вы разбили содержимое трех коробок. Воспользуетесь ли вы невнимательностью получателя, если знаете, что он не обратиться к вам в случае брака или же скажите правду и получите вычет? Ребенок не любит наказания и любит похвалу. Так что он выберет первое. Вариантов подделать отметки в дневнике — масса, так же есть масса вариантов списать у кого то работу или сдать чужую, подписав своим именем. И не стоит сетовать на ребенка за, то, что он таким образом обманул вас. Ругая, вы лишь заставите его в следующий раз лучше «шифроваться».
  9. Система образования. Ни для кого не секрет, что сейчас сокращают обязательные предметы. Начиная с первого сентября обязательными будут в школе только 3 предмета — физкультура, ОБЖ, и одна дисциплина по выбору. Куда же без русского языка и математики?-, спросите вы. Но этот вопрос уже следует задавать данному министерству.

Итак, подведем итоги. Для того, чтобы ваш ребенок был образован вам нужно:

  • Научить ( при помощи психологов и педагогов) его учиться. Выработать желание к получению новых знаний.
  • Поощрять его успехи и стремления.
  • Обсуждать с ребенком все его успехи и неудачи. Именно не ругать за неудачи, а вместе с ним попытаться разобраться в причине её возникновения, и прийти (а не привести) к совместному способу решения данной проблемы, если таковая имеется. Ведь зачастую за проблему может быть принята некомпетентность и невнимательность преподавателя, который тоже могут совершать ошибки. (сверять ответы разных заданий например).
  • Показывать, а главное иметь свою заинтересованность в получении им знаний. Красочно описывать перспективы хорошего образования и плохого.
  • При наличии возможности посещать дополнительные занятия и различные кружки и секции. Развитие творческого мышления способствует развитию операционально-логического.
  • Проводить с ребенком больше времени вместе, за общими занятиями(интересами)
  • Не ставить ребенка в рамки. Многие отцы не желают отправлять сыновей на танцы, из-за собственных предрассудков.
  • Не вешать ярлыков.
  • Не запрещать ребенку пользоваться компьютером и интернетом, а наоборот приучить его к нему, как к месту с колоссальным объемом полезной информации.  Соответственно научить его пользоваться этой информацией и искать её.
  • Самому  читать педагогическую и сопутствующую литературу, чтобы быть в курсе последних исследований и не боятся обратиться к психологу, чтобы скорректировать то или иное отклонение, образовавшееся в следствие педагогических упущений или пагубных условий среды (круга общения ребенка).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хорошие советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: