Название мастер-класс имеет происхождение от сложного слова из английского языка masterclass. Master – человек, который добился высоких результатов в своем деле. Данное слово имеет значение — самый лучший. Class – это обучение, урок, занятие.
Мастер-классом называют определенную форму обучения, с помощью которой можно поделиться с другими своим опытом. Здесь специалист может просто на виду у присутствующих выполнять свою обычную работу и сопровождать действия объяснениями, чтобы всем было понятно. Такие мероприятия могут объединять тренинг с конференцией. Мастер-классы могут проводиться в обычных помещениях или онлайн посредством вебинаров. Попробуем разобраться как создать мастер класс и стать успешным в этом деле.
О чем надо подумать?
Следует задать себе вопрос: «Действительно ли есть желание поделиться своими знаниями и навыками с другими людьми?». Если это простое обучение навыкам, которые люди могут получить где-нибудь в других источниках, тогда в данном мероприятии отсутствуют риски. Но если мастер делится методами, основанными на собственных разработках, следует помнить, что ими начнут пользоваться другие люди. Мастерство учителя может потерять свою уникальность, так как этому научатся другие и могут начать конкурировать с учителем.
Однако, настоящие специалисты этого не боятся, так как они постоянно развиваются и достигают новых высот. Поэтому многие хорошие специалисты абсолютно не боятся конкуренции и с удовольствием делятся с учениками секретами своего мастерства. Им даже нравится учить других.
Подготовка к мастер-классу
Этапы подготовки:
- Определение аудитории (возрастная категория, уровень подготовки, количество людей, другие аспекты).
- Выбор формы мастер класса место проведения (офис, небольшая комната, зал со сценой, онлайн-конференция).
- Выбор темы.
- Подготовка материалов.
- Составление плана занятия, четко определив последовательность определенных этапов и временные затраты на каждый из них.
- Определить стоимость мастер-класса и что в нее будет включаться.
При подготовке надо тщательно продумать все детали, тогда больше вероятности, что мероприятие пройдет успешно.
Как выбрать тему и что важно учитывать?
Могут проводиться мастер-классы по рисованию, кулинарии, нанесению вечернего и повседневного макияжа, рукоделию, обучение методам мастерства парикмахера и другие. Специалист в какой-либо нише может организовать обучение. При этом, нужно выбрать интересную тему мастер-класса. Перед выбором надо определиться, на какую аудиторию рассчитано обучение и какими навыками должны обладать участники.
Если занятие рассчитано на новичков. Нужно подобрать тему наиболее простую, но актуальную, интересную и полезную для всех. Главное, чтобы участники смогли понять и повторить все, что рассказывает и показывает мастер. Важно выбрать правильный темп каждого действия, чтобы ученики успевали усваивать информацию и выполнять вслед за учителем определенные действия. Хотя, можно и просто смотреть и записывать какие-то моменты, а потом это применить в ближайшее время.
Например, на мастер-классе по какому-либо виду рисования участники одновременно выполнять действия, которые им показывает и объясняет, как сделать, преподаватель. Для новичков темп не должен быть быстрым, чтобы все могли успеть.
При подготовке необходимо определить, сколько времени займет весь мастер-класс и каждый отдельный этап занятия.
Материалы и инструменты
Если это мастер класс по рисованию, нужно позаботиться о кистях, красках и других необходимых предметах. На обучении макияжу потребуются средства декоративной косметики разных видов, кисточки, спонжи. На обучении по стрижке нужны, ножницы, расчески и прочие приспособления. Нужно решить, закупить инструменты и материалы на всех участников или предупредить людей заранее, что потребуется на обучении.
Проведение занятия
В первую очередь нужно тепло поприветствовать участников. Кратко рассказать о цели мероприятия и теме занятия. Правильным будет коротко рассказать о себе.
Во время проведения занятия нужно говорить достаточно громко, простым доступным языком и доброжелательным тоном. Это должен быть живой дружеский разговор, а не монотонная лекция.
Необходимо стараться поддерживать контакт со всеми участниками. В конце встречи следует спросить участников, понравилось ли занятие, чем именно и какие есть пожелания по проведению следующих мастер-классов. Если планируются другие мастер-классы, нужно пригласить на него участников.
После мероприятия нужно провести объективный анализ, чтобы выявить ошибки и исправить их в дальнейшем.
Содержательная статья, отражающая основные аспекты подготовки к мастерклассам. Сама не раз проводила подобные «живые» мероприятия и каждый раз ответственно подходила к этапу подготовки.